Правильно направленные халифы, или Рашидун, — это первые четыре халифа Ислама:
- Абу Бакр
- Умар
- Утман
- Али
Их правление (632-661 гг.) считается “золотым веком” ислама, когда расширялась территория мусульманского сообщества и устанавливались основы исламской администрации и юриспруденции. Эти халифы были близкими сподвижниками Пророка Мухаммеда и известны своим моральным авторитетом и следованием его учениям.
“Меч Аллаха”
Халид занимает важное место в арабских историях первых мусульманских завоеваний и до сих пор воспринимается как джихадист высочайшего класса. Мекканский многобожник, славившийся своей воинской доблестью, Халид долгие годы отвергал Мухаммеда как лжепророка. Но как только тот взял Мекку, Халид признал Мухаммеда и перешел в ислам. Пророк подарил ему своего “орла” – черный флаг с белой надписью, провозглашающей шахаду (флаг “Исламского государства” является его факсимиле). С развернутым флагом Халид стал бичом неверных. Он был среди трех тысяч джихадистов, посланных наказать христиан в Муате в 629 году, после того как Ираклий отверг предложение Мухаммеда “покориться”. Говорят, что сила его ударов разбила девять скимитаров его неверных врагов, что побудило впечатленного Мухаммада назвать его “Мечом Аллаха” – прозвище, которое было известно даже ранним христианским летописцам, таким как Феофан (р. 758).
Современные мусульмане часто хвалят Халида за его приверженность джихаду.§ Но у него была и более темная сторона. Во время Риддских войн Халид обвинил в отступничестве от ислама Малика бин Нувайру, очень любимого арабского вождя. Меч Аллаха зарубил его и в ту же ночь изнасиловал – исламские хроники называют это “женился” – его жену Лейлу. Не успокоившись, он обезглавил Малика, поставил его голову между двумя камнями, поджег ее и приготовил в котле над ней свою вечернюю трапезу. “И Халид ел из него в ту ночь, чтобы навести ужас на арабские племена-отступники и других людей”, – пишет мусульманский историк Ибн аль-Катир. “Говорят, что волосы Малика создали такое пламя, что мясо тщательно прожарилось”.3
Некоторые ведущие арабы говорили, что Малик был истинным мусульманином, а Халид обвинил его в вероотступничестве только для того, чтобы взять его жену, чья красота была известна. Даже Омар бин аль-Хаттаб признался тогдашнему халифу Абу Бакру, что “в мече Халида действительно есть запретное”, поскольку он “совершил преступление против мусульманина, убив его, а затем набросился на его жену”. Абу Бакр отозвал Халида обратно в Медину. Оказавшись там, Меч Аллаха, видимо, пытаясь представить себя благочестивым приверженцем джихада и тем самым вызвать симпатию или уважение своих обвинителей, вошел в мечеть в испачканном в боях халате и “с головой, обернутой тюрбаном, в котором засели стрелы”, – поясняет мусульманский летописец. Не впечатлившись, Омар “подошел к нему, выдернул стрелы из его головы и разбил их. Затем он сказал: “Какое лицемерие – убить мусульманина, а потом наброситься на его жену! Клянусь Аллахом, я бы забросал тебя камнями”. Халид б. аль-Валид не стал с ним разговаривать, решив, что Абу Бакр будет о нем такого же мнения, как и Омар”. К его радости, “Абу Бакр помиловал его и простил без наказания за все, что случилось в его недавнем походе”.4
Когда Омар продолжил донимать Абу Бакра, снова предупреждая, что “в его мече действительно есть запретное”, раздосадованный халиф положил конец спору: “О, Омар, я не стану обнажать меч, который Аллах направил против неверующих!”5 Целесообразность победила: лучше поднять меч на неверных, чем из-за каких-то моральных недостатков. Халида отправили вести джихад в христианской Сирии, где благодаря своей популярности он стал “командиром мусульман в каждом сражении”.6